Нюансы периода взросления ребенка зависят от семейных отношений и взаимопонимания между родственниками. В семейном кругу происходит формирование, становление личности ребенка. Детско-родительские отношения в младшем, а также подростковом возрасте формируют эмоционально-волевую, нравственную сферы психики ребенка, а также влияют на поведение. Во многом в зависимости от родительской позиции находится психическое развитие детей. Образование взаимоотношений ребенка с окружающими его людьми также во многом зависит от родственников.
Правильное принятие человека с первых дней жизни с пониманием неповторимости его личности, эффективное общение с ним – важные факторы успешного психического развития нового субъекта общества.
Стратегии воспитательного процесса в семье
Под термином «стиль воспитания» понимают общность характерных ситуационно-неспецифических способов общения родитель/подросток, родитель/младший ребенок, между оставшимися членами семьи. В данном понятии заключается ежедневный образ действий по отношению к ребенку. Задача родительской позиции – направленная воспитательная деятельность, позволяющая вырастить личность. Оптимальная родительская позиция придерживается трех основных пунктов:
адекватность, когда взрослые члены семьи понимают индивидуальность детей, а также чутко относятся к изменениям их душевного состояния;
гибкость – способность подстраиваться под взрослеющую личность и находить компромиссы, не утратив при этом авторитета;
прогностичность – родитель взрослеет с ребенком, что позволяет ему опережать формирование новых, личностных качеств.
Авторитарный стиль предполагает такую модель, когда все решения принимаются родителями, с точкой зрения ребенка не считаются. Он во всем и всегда должен подчиняться их воле, авторитету. Такие отношения определяют безоговорочное послушание. В результате происходит становление механизма внешнего контроля, в основе которого постоянное чувство вины и страха перед возможным наказанием.
Демократический стиль, построенный на авторитете. Эта модель характеризуется родительской позицией, которая направлена на поощрение личной ответственности, самостоятельности соответственно возрасту. Такая модель отношений в семье поддерживает создание личностных особенностей ребенка и формирование правильных поведенческих реакций.
Попустительский стиль – полная противоположность авторитарного. В семье нет запретов, каких-либо ограничений со стороны взрослых. Для подростков, младших школьников он является приглашением в асоциальные группы. Взрослые не способны и не хотят руководить, ребенок не вырабатывает механизмы ответственности за свои поступки.
Хаотический характеризуется отсутствием последовательного руководства и стратегии по воспитанию детей. Он закладывает в психотип ребенка такие особенности, как отсутствие контроля и четкой жизненной позиции. Дети в такой семье часто имеют заниженную самооценку, а их суждения ближе к незрелым.
Опекающий стиль, при котором взрослые члены семьи стремятся все полностью сделать за младших школьников, подростков. В таком ребенке вы не найдете друга и соратника, он преувеличивает собственную значимость и запаздывает с социальной зрелостью.
Патологические стратегии воспитательных мероприятий в семье
Гипопротекция – совокупность вседозволенности, недостаточного контроля, отсутствия критичности в отношении ребенка, интересов к его точке зрения и мнению.
Доминирующая и потворствующая гиперпротекция – один из факторов формирования инфантильности, неуверенности и неспособности принимать решения у детей. Родители этого типажа не оказывают доверия своему ребенку.
Эмоциональное отвержение связано с холодностью старших членов семьи. Ребенок здесь ощущает себя обузой и считает, что никому не нужен.
Жесткие взаимоотношения в семье обычно сочетаются с крайней степенью эмоционального отвержения, когда любой мелкий проступок жестоко наказывается ребенок. Между другими членами семьи отношения не лучше, просто вероятнее всего скрыты от посторонних глаз.
Излишняя моральная ответственность перекладывает на хрупкие детские плечи непосильную ношу. От типа личности подростка зависит, как на нем отразится данная модель воспитания.
Диагностика детско-родительских отношений в дисгармоничных семьях доказывает отсутствие удовлетворения потребностей всех ее участников. В них прежде всего происходит нарушение позиции детей. Возникают «любимчики», «вундеркинды», «неисправимые двоечники», «козлы отпущения», которые негативно сказываются на ребенке:
Он опаздывает в школу.
Задерживается после уроков без предупреждения остальных членов семьи.
Испытывает страх вернуться домой с плохой оценкой.
Убегает из дома и бродяжничает.
Он часто, а иногда беспричинно отсутствует на занятиях.
Может быть замкнутым, агрессивным, скрывает следы побоев.
Внешний вид его неопрятен, а самооценка ниже нормального уровня.
Главный признак созидающей ячейки общества – все заботятся о каждом члене семьи, а каждый член семьи в меру своих возможностей проявляет заботу о других.
Типы взаимодействующих отношений ребенка и родителя
На становление и развитие личностных особенностей маленького человека непосредственное влияние оказывают типы отношений внутри семьи, которые могут быть представлены в нескольких вариациях:
Традиционный вариант, когда главой ячейки общества является мужчина, а на плечи женщины ложится воспитание детей и забота о них. Модель по праву может считаться идеальной. В таких семейных союзах обычно поддерживают, ценят и любят друг друга. Одиночный тип, когда ребенок оказывается только по одну сторону семьи с одним из родителей. Индуцировать развитие схожей психологической ситуации могут: потеря отца или матери, развод, изначальное отсутствие одной из родительских сторон. В таком варианте воспитания ответственность за ребенка несет только один из родителей. Патриархат предусматривает подчинение всех членов семьи старшему мужчине. В подобных отношениях все строго подчиняются главе семьи. Женщины и дети не имеют права выбора, голоса. Примером подобных отношений могут стать мусульманские семьи. Опекающие отношения между родителями, когда один из них принимает под опеку другого. Компаньонские отношения характеризуются равноправием, одновременным принятием решений. Отличительными чертами такого брака часто становятся уважение друг к другу, поддержка и доверие. Манипулятор использует собственные приемы для получения контроля над другими членами семьи. Источниками манипуляций чаще становятся женщины и дети. Манипуляторы в семье шантажируют, насмехаются, угрожают и игнорируют все предупреждения. Каждый из членов такой семьи может испытывать стресс, тревогу, чувство неполноценности. Сопернические отношения сопровождаются стремлением одного из супругов быть лучше другого. В таких случаях развиваются постоянные конфликтные ситуации, ссоры, драки, попытки доказать, кто лучше.
Методики диагностики отношений между родителями во многом позволяют оценить вероятность развития того или иного вида поведенческого расстройства у ребенка. На этапе взросления подростки часто копируют модель той семьи, в которой они родились и выросли, поэтому необходимо понимать начальный источник патологических, неверных убеждений.
Психотерапевтические основы диагностического изучения детско-родительских отношений
Диагностика проводится при изучении ответов не только родителей, но и детей. Существует множество вариантов определения родительской и детской позиции в семье.
Метод PARI
Эта методика диагностики отвечает за восприятие родителями разных сторон семейной жизни. Она наиболее применима к материнской составляющей семьи, по-другому – жизнь семьи материнскими глазами. Авторами опросника являются американские ученые Е.С. Шефер и Р.К. Белл. Диагностика детско-родительских отношений происходит при оценке 23 признаков, 8 из которых описывают отношение к семейной жизни, а 15 определяют особенности в отношениях с ребенком. Основным предметом анализа методики становятся детско-родительские отношения. Оценка ответов производится по трем группам шкал: оптимальный контакт, эмоциональная дистанция, концентрация.
Опросник родительского отношения (ОРО): что это, особенности, функции
Опросник включает 5 шкал и 61 вопрос по ним, определяющие нюансы родительской позиции в отношении ребенка:
градация «принятия или отвержения»;
градация «кооперации»;
«симбиоз»
«авторитарная гиперсоциализация»
«инфантилизация».
Принятие или отвержение в данном случае выражается родителем по отношению к своему ребенку. Принятие свидетельствует о том, что взрослые члены семьи принимают его таким, какой он есть, симпатизируют ему и поддерживают индивидуальность. В семье царит гармония, совместное времяпрепровождение позволяет обмениваться интересами и планами. Ребенок обретает сильную моральную поддержку в лице родителя и готов двигаться вперед, не замечая преград. Другая сторона шкалы – отвержение. Чтобы не делал подросток, члены семьи этого не одобряют. Он чувствует себя изгоем, «третьим лишним». О доверии и уважении здесь нет и речи.
Шкала «кооперации» отвечает за стремление к сотрудничеству в детско-родительских отношениях. Искренняя заинтересованность делами ребенка в семье и участие в них формируют уважение, а также привязанность. Кооперация представляет собой собирательно-желаемый образ идеального родителя, который высоко оценивает когнитивные, творческие способности и проявляет эмпатию в отношении ребенка.
Шкала «симбиоза» отражает межличностную дистанцию «родители-дети». Излишнее стремление к полностью симбиотическим отношениям нарушает стремление быть автономным и независимым. Тревожный родитель – неспокойный, неуверенный в себе ребенок.
Авторитарная гиперсоциализация – осуществление направления контроля за поведением ребенка. Высокий балл по шкале авторитарности свидетельствует о доминирующих чертах характера старших членов семьи, стремлении подавлять мысли и желания.
Высокий балл по последней 5 шкале – «маленький неудачник» сообщает о том, что родитель склонен инфантилизировать младших школьников, подростков.
«Рисунок семьи»
На основе данного опросника выявляются особенности взаимоотношений в семье, причины, вызывающие тревогу у ребенка, а также восприятие других членов семьи. Тест показывает, какое место занимает ребенок в данной ячейке общества и доволен ли он им. Психолог при проведении тестирования просит одного из детей нарисовать свою семью, соблюдая условие, что все заняты каким-либо делом. Любой уточняющий вопрос поддерживается утверждением, что можно рисовать, как захочешь.
Методика тестирования рисунка включает две составляющие:
непосредственное изображение ребенком всех членов семьи;
проведение беседы после рисования.
Пока создается рисунок психолог поддерживает беседу и задает наводящие вопросы. Он интересуется, кто изображен, в какой последовательности нарисован каждый член семьи. Получив готовое изображение, специалист задает следующие вопросы: 1.Кого изобразили на рисунке? 2.Чем занят каждый член семьи? 3.Порядок распределения домашних обязанностей? 4.Взаимоотношения с каждым из нарисованных лиц?
Психолог может обратить внимание и на более детализированные участки изображения. Учет проводится при оценке формальных и содержательных особенностей рисунка.
К формальным особенностям относят:
четкость и качество линий;
расположение объектов на листе бумаге, а также их размеры;
стирание в процессе рисования всего изображения, либо отдельных его частей;
использование приемов затушевывания, заштриховывания.
Методика диагностики детско-родительский отношений с помощью рисунка ребенка учитывает и содержательную часть. Количество людей должно соответствовать количеству членов семьи, каждый из которых занимается своим делом.
Психолог при интерпретации результатов опросника обращает внимание на следующие аспекты:
Структуру рисунка. Оценивается количество членов семьи и изображенных копий, расположение, а также их взаимодействие. Диагностика детско-родительских отношений по этой методике учитывает расстояние, на котором друг от друга находятся взрослые и дети, держатся ли они за руки, а может кто-то стоит поодаль.
Сравнение прорисовки деталей в отношении каждого человека. Какой цвет использовал юный художник, какие эмоции на лице у изображенного, в какую одежду одет – все эти моменты помогают психологу понять особенности характера, а также переживания малыша.
Оценивается последовательность рисования мамы, папы, сестер и братьев, а также вербальные паузы, неконтролируемые реплики и другие составляющие.
Как интерпретируются результаты
Не всегда юный художник рисует всех членов семьи. Наличие конфликта с кем-то из них может стать поводом для исключения последнего из шедевра. Психологическую близость на рисунке отражает приближенность каждого человека, животного друг к другу. В некоторых клинических ситуациях между двумя объектами изображается какое-то препятствие. Какие-либо общие занятия на картине свидетельствуют о гармоничной окружающей обстановке.
Если ребенок изобразил себя внизу листа, это может быть сигналом его чувства неполноценности в семейном кругу. Эмоциональную озабоченность малыша отражает детальное и множественное изображение мебели и прочего инвентаря.
Пристальное рассмотрение, долгая детализация одного из членов семьи отражает особенную любовь ребенка к нему. Если к кому-то из изображенных испытывается неприязнь, то человек может изображаться неполно, с отсутствием рук, ног, а в некоторых случаях даже лица. Конфликтность, высокий уровень тревожности и эмоциональную окраску отношений ребенок может передавать через штриховку. Подтвердить сложившееся впечатление о несостоявшихся отношениях может перерисовка фигуры, использование ластика.
Интерес представляет наличие нескольких стилей рисования у ребенка, что может быть связано с идентификацией себя с одним из членов семьи.
Дети младшего и среднего школьного возраста часто могут отказываться проходить тестирование, объясняя это отсутствием таланта к рисованию. При оценке результатов диагностики следует учитывать, что манера прятать рисунок, загораживать его рукой может сопровождать неуверенность в своих силах и желание получить поддержку от родителей.
Первым, как правило, изображается тот член семьи, к которому ребенок действительно хорошо относится. Пауза при рисовании между двумя изображениями может трактоваться как эмоционально неоднозначное и негативное отношение к этому человеку.
Диагностика типа детско-родительских отношений с использованием методики рисования наиболее полно отражает эмоциональное состояние обследуемого и его взаимодействие в семье.
«Мера заботы»
Представляет собой опросник, представленный в формате тестов. Многие ученые склонны ко мнению, что нарушения в поведении и развитии личности у подростков связаны с недостаточным вниманием с родительской стороны. Но и чрезмерная опека может вырастить из подающего надежды ребенка инфантильного лентяя. Опросник предлагает изучить 15 утверждений, на которые можно ответить: «категорически против» и получить 1 балл; «не согласен, сомневаюсь» - 2 балла; «возможно верно» - 3 балла; «совершенно верно, я считаю также», что дает 4 балла.
Если в результате получено более 40 баллов, данную семью можно считать детоцентристской, когда главные мотивы поведения родителей отвечают интересам ребенка. Позиция заслуживает одобрения со стороны психологов, но главное не переборщить с гиперопекой. Нельзя выполнять все за ребенка и полностью освобождать его от ответственности за свои поступки. Пассивная зависимость от родителей мешает личностному росту. Доверие к своему ребенку – одна из основополагающих вех детско-родительских отношений.
Методика Р.Г. Овчаровой «Представления об идеальном родителе»
В ходе диагностики оценивается 48 пар полярных качеств, за которые дается от 1 до 7 баллов. Заложенные в методику качества дифференцируются по когнитивному, поведенческому, эмоциональному факторам, включающим 16 пар оценки. Результатом диагностики является подсчет баллов по каждому аспекту.
Правила воспитания ребенка счастливым
Каждый родитель мечтает, чтобы его малыш вырос сильной личностью и добился всего чего желает. Отношение родителей к ребенку в период взросления должно придерживаться следующих пунктов:
Всегда опирайтесь на сильные стороны личности ребенка.
Не подчеркивайте его недостатки и промахи.
Никогда не забывайте о любви и внимании по отношению к ребенку.
Смейтесь вместе почаще.
Выделите время, чтобы провести его с ребенком.
Верьте в его силы.
Не уничтожайте индивидуальность и не мешайте в самостоятельном принятии решения, даже если оно неверное.
Постоянный запрет на дисциплинарные поощрения/наказания.