Наш сайт использует файлы cookie. Продолжая использовать сайт, вы соглашаетесь с условиями политики конфиденциальности.
OK
СТАТЬИ
Тест на локус контроля Дж. Роттера - пройти онлайн

Тест на локус контроля Дж. Роттера

Понимание себя через призму локуса контроля

Врачи клиники Грани, которые специализируются на данной проблеме

Преснякова Мария Алексеевна

Преснякова Мария Алексеевна

Врач-психиатр и психотерапевт. Ведет пациентов с компульсивным перееданием, тревожными и депрессивными расстройствами. Использует интегративную психотерапию (КПТ, гештальт, психодрама), работает в партнерском и доказательном подходе.


Записаться на прием

Аксенова Дарья Владимировна

Аксенова Дарья Владимировна

Медицинский психолог. Работает с тревожными и депрессивными состояниями, кризисами адаптации, вопросами самооценки и межличностными трудностями, применяет современные психологические методы.


Записаться на прием

Онацкая Анастасия Леонидовна

Онацкая Анастасия Леонидовна

Врач-психиатр, психотерапевт. Специализируется на расстройствах личности, тревожных и депрессивных состояниях, применяет гештальт-терапию и когнитивно-поведенческий подход.


Записаться на прием

Современная психология все больше обращает внимание не только на внутренние переживания человека, но и на его убеждения о причинах тех или иных событий в жизни. Одной из таких ключевых концепций в психологии является локус контроля — понятие, определяющее, как человек воспринимает контроль над происходящими с ним событиями. Это понятие лежит в основе многочисленных психологических исследований и стало особенно популярным благодаря американскому психологу Джулиану Б. Роттеру, который ввел его в научный оборот в середине XX века. Именно он разработал локус контроля Роттера, который до сих пор применяется в практической психологии.

Суть локуса контроля заключается в том, как человек объясняет причины собственных успехов и неудач. Люди с внутренним локусом контроля (интерналы) склонны полагать, что они сами контролируют свою жизнь, их успехи — результат приложенных усилий и решений. Люди с внешним локусом контроля (экстерналы), напротив, воспринимают события как следствие внешних факторов — удачи, судьбы, случая или влияния других людей. Эта разница может принципиально влиять на самооценку, поведение и даже уровень стресса.

Исследования показали, что локус контроля тесно связан с мотивацией, уровнем ответственности, принятием решений и преодолением трудностей. Интерналы чаще проявляют инициативу, готовы брать на себя ответственность и адаптируются к изменениям, в то время как экстерналы могут демонстрировать пассивность и склонность к избеганию трудностей. Понимание своего типа локуса контроля позволяет человеку глубже осознать особенности своего мышления и поведения.

Вопрос о локусе контроля не является чисто теоретическим. Над ним сегодня размышляют как ученые в области психологии, так и специалисты по образованию, менеджеры, карьерные консультанты. В психодиагностике существует специальный тест, который помогает выявить преобладающий тип — внутренний или внешний. Самый популярный из них — тест Роттера, включающий серию утверждений, по которым оценивается индивидуальный стиль восприятия причин событий. С помощью этой методики можно не только провести самодиагностику, но и в дальнейшем использовать результаты в консультировании, карьерном планировании и даже личной терапии.

Чтобы обеспечить объективные результаты, тест Роттера построен в виде пары утверждений. Человеку необходимо выбрать одно из них, то, которое, по его мнению, больше соответствует его взглядам или опыту. В процессе обработки результатов создается индивидуальный профиль личности, позволяющий судить о степени внутренних или внешних установок. Эта шкала локуса контроля применяется в самых разных сферах — от профориентации до анализа эффективности рабочего персонала.

Локус контроля как отражение личного мировоззрения

Учителя, например, могут адаптировать стиль преподавания в зависимости от того, каким типом мышления обладает ученик. Руководители могут эффективнее выстраивать систему мотивации, если понимают внутренние установки подчинённых. Это делает определение локуса контроля важным этапом в работе с человеческим потенциалом.

Стоит заметить, что локус контроля может изменяться на протяжении жизни под воздействием жизненного опыта, воспитания или даже терапии. Эта гибкость делает концепцию особенно ценной в практической психологии. Упражнения на саморефлексию, тесты, беседы с психологом, анализ внутренних убеждений — всё это способствует развитию более гибкой и зрелой личности.

Теперь самое время предложить сам тест, созданный Роттером. Ниже представлены утверждения, каждое из которых состоит из двух альтернатив. Ваша задача — выбрать то, которое вы считаете более правильным или ближе к собственным ощущениям.

Тест по определению локуса контроля (по Роттеру)

Выберите по одному утверждению из каждой пары:

1.
а) Большинство неудач происходят из-за недостатка усилий.
б) Людям нередко просто не везёт.

2.
а) Успех приносит хорошо продуманный план.
б) Удача — решающий фактор в успехе.

3.
а) Многие жизненные события предопределены судьбой.
б) Человек сам творит свою судьбу.

4.
а) Успешные люди просто знают правильных людей.
б) Успешные люди много работают.

5.
а) Скандалов не избежать, какие бы мы ни были.
б) Конфликты можно избежать, если действовать разумно.

6.
а) Результат зависит от моих решений.
б) Результат предрешен обстоятельствами.

7.
а) Я контролирую ход событий в своей жизни.
б) События происходят сами по себе.

8.
а) Чаще всего я получаю желаемое благодаря собственным усилиям.
б) Везение играет ключевую роль в моих достижениях.

9.
а) Неудачи – сигнал изменить поведение.
б) Неудачи – следствие внешних помех.

10.
а) Если я испытываю трудности, их можно преодолеть упорством.
б) Трудности неизбежны и мало от меня зависят.

11.
а) Я сам выбираю цели и методы их достижения.
б) На выбор целей влияют внешние обстоятельства.

12.
а) Люди добиваются успеха благодаря таланту и труду.
б) Успех – дело случая.

13.
а) Я отвечаю за все значимые события в своей жизни.
б) Другие люди и обстоятельства влияют сильнее.

14.
а) Следствие моих действий всегда предсказуемо.
б) Результат может отличаться из-за неожиданных факторов.

15.
а) Взаимоотношения зависят от моего поведения.
б) Взаимоотношения часто зависят от настроения другого человека.

16.
а) Я выбираю работу и карьеру исходя из своих стремлений.
б) Карьера складывается от предложенных мне возможностей.

17.
а) Я могу изменить ситуацию, если приложу усилия.
б) Ситуация часто выходит из-под моего контроля.

18.
а) Стресс я испытываю, когда не справляюсь сам.
б) Стресс – следствие внешнего давления.

19.
а) Я устанавливаю для себя цели и планирую движение к ним.
б) Цели часто навязываются извне.

20.
а) Мои личные качества определяют мой успех.
б) Успех обусловлен случайными обстоятельствами.

21.
а) Я выбираю, с кем общаться и как себя вести.
б) На мои контакты влияют внешние обстоятельства.

22.
а) Я доверяю своим решениям и прогнозам.
б) Предпочитаю полагаться на советы других.

23.
а) Результаты моей работы зависят от моих навыков.
б) Результаты зависят от уровня поддержки и ресурсов.

24.
а) Когда что-то идёт не так, я анализирую свои действия.
б) Вина лежит на внешних факторах.

25.
а) Я сам создаю свои возможности.
б) Возможности появляются случайно.

26.
а) Успех приходит к тем, кто активно действует.
б) Успех приходит к тем, кому везет.

27.
а) Я контролирую свои успехи и неудачи.
б) Мои успехи и неудачи определяются внешними силами.

28.
а) Я могу повлиять на любой исход, если захочу.
б) Мало что зависит от моих желаний.
Каждый раз выбирая вариант A (внутренний локус), ставьте себе 1 балл, вариант B (внешний локус) – 0 баллов. Сумма по 28 вопросам от 0 до 28 показывает степень вашей ориентации
Интерпретация:

  • 0–8 баллов: выраженный внутренний локус контроля.
  • 9–16 баллов: сбалансированный, адаптивный локус.
  • 17 и выше: склонность к внешнему локусу контроля.

Шкала результатов охватывает широкий спектр, помогая точно оценить положение индивида.

Локус контроля в повседневной жизни и межличностных отношениях

Один из показательных примеров связан с профессиональной деятельностью. Сотрудник с внутренним локусом контроля будет воспринимать успехи и неудачи как следствие своих действий: он будет стремиться к развитию, брать ответственность за ошибки, интересоваться обратной связью. Его мотивация напрямую зависит от поставленных целей и ощущаемого уровня влияния. Экстернал, напротив, склонен чувствовать себя «жертвой обстоятельств»: он может не видеть точки приложения усилий, что снижает инициативность.

Что касается семейных или дружеских отношений, здесь локуса контроля тоже играют заметную роль. Например, человек, убежденный, что успех семьи зависит от везения или поведения партнёра, будет иначе реагировать на конфликты: он скорее увидит «виновника» вовне, чем подумает о собственной роли.

В образовательной системе знание типа локуса контроля помогает адаптировать методы обучения. Ученик с внутренним локусом лучше реагирует на индивидуальные задания, цели и проекты, потому что чувствует влияние своих усилий на результат. Школьник с внешним локусом может нуждаться в дополнительных поощрениях или поддержке мотивации через внешние стимулы. Понимание этих различий ведёт к более эффективной педагогике.

Определение локуса контроля, сделанное с помощью теста, может стать стартовой точкой в личной трансформации. Ведь если человек осознаёт, что он склонен перекладывать ответственность на внешние факторы, это не приговор — это возможность изменить свой подход к жизни. Многие методы когнитивно-поведенческой терапии, например, нацелены на то, чтобы помочь человеку выстроить более реалистичную и опорную систему убеждений, сдвинув акцент на внутренний локус.

Внимание также стоит уделить тому, как проявляется локус контроля в стрессовых ситуациях. Интерналы чаще используют активные стратегии преодоления: они планируют действия, ищут информацию, мобилизуют ресурсы. Экстерналы же чаще подавляются обстоятельствами или ждут, когда ситуация изменится сама по себе. Это ещё раз подчёркивает важность адаптации и осознанности, которые дает знание своего типа по шкале локуса контроля.

Особенно важно, что сама идея локуса контроля способствует формированию мышления роста. Люди начинают осознавать, что развитие возможно в любом возрасте, и что привычки мышления поддаются изменению. Используемая для диагностики шкала, в том числе и тестом Роттера, может выступать ориентиром: где вы сейчас и куда стремитесь. Например, если человек получил результат, указывающий на выраженный внешний локус, это не значит, что он обречен всю жизнь перекладывать ответственность. Напротив, это приглашение к росту: начать отслеживать свои реакции, пробовать новые модели поведения, менять самооценку.

Для специалистов по психологии и смежным дисциплинам локус контроля — это фундаментальная переменная, которая учитывается при построении терапии, коучинга, карьерного консультирования. В сочетании с другими методами диагностики (личностные опросники, шкалы самооценки, тесты на мотивацию) он дает полную картину внутреннего ядра человека. В организационной психологии, например, такой подход позволяет формировать команды, в которых распределение ответственности и принятие решений происходит с учётом личностных особенностей сотрудников.

Хотя сегодня существуют более современные адаптации, оригинальный тест, созданный Роттером, до сих пор используется как проверенный и надежный инструмент диагностики.

И в заключение, важно отметить: как бы ни распределялись баллы в шкале локуса контроля, это всего лишь отправная точка. Главное не сколько вы набрали, а что вы будете делать дальше с этим знанием. Личностный рост начинается не с результата, а с осознания — и в этом ключе тест Роттера продолжает выполнять свою миссию, помогая тысячам людей по всему миру лучше понять себя.

Материал проверял эксперт:
Главный врач клиники "Грани", психиатр, психотерапевт Елена Пахомова

Информация в статье носит исключительно информационный характер и не является руководством к действию. Не занимайтесь самолечением — обратитесь за помощью к специалистам клиники «Грани».