Наш сайт использует файлы cookie. Продолжая использовать сайт, вы соглашаетесь с условиями политики конфиденциальности.
OK
СТАТЬИ
Тест “Лесенка” для исследования самооценки для дошкольников

Тест “Лесенка” для исследования самооценки

Врачи клиники Грани, которые специализируются на данной проблеме

Пахомова Елена Сергеевна

Пахомова Елена Сергеевна

Врач‑психиатр и психотерапевт, главный врач клиники. Специализируется на тревожных, депрессивных и адаптационных расстройствах. Использует КПТ, гештальт‑подход и эмоционально‑фокусированную терапию (ЭФТ).


Записаться на приём

Преснякова Мария Алексеевна

Преснякова Мария Алексеевна

Врач‑психиатр и психотерапевт. Обрабатывает результаты психодиагностики, помогает при дистимии, тревоге и нарушениях саморегуляции. Использует КПТ, гештальт и психодраму.


Записаться на приём

Подход к пониманию самооценки у детей дошкольного возраста

Самооценка — важный компонент формирования личности ребенка. Она влияет на поведение, социальные взаимодействия, учебную мотивацию и общее психологическое благополучие. Начинать отслеживать и корректировать самооценку рекомендуется уже в дошкольном возрасте, поскольку именно в этот период закладываются базовые представления о себе. Одним из эффективных методов исследования самооценки ребенка выступает тест “Лесенка”, который прост в использовании и дает наглядные результаты. Особенно он популярен в работе с детьми, не способными выразить свои мысли в полной мере с помощью слов.

“Лесенка” в этом тесте изображается в виде рисунка с семью ступеньками. Каждая из них символизирует определённый уровень с самооценкой от низкого к высокому. Для дошкольников предлагаются представить, что на верхней ступеньке стоит очень хороший ребенок, а на нижней — ребёнок, который совсем ничего не умеет и делает всё неправильно. Задача маленького участника — поставить человечка (или выбрать карточку с изображением самого себя), на ту ступеньку, где он чувствует себя. Таким образом происходит проекция внутреннего состояния ребенка на внешнюю модель.

“Лесенка” для дошкольников — это не просто игра, а важный диагностический инструмент, позволяющий взрослым, в том числе педагогам и психологам, выявить потенциальные проблемы в формировании личности. Особенно актуально использование метода в исследование самооценки у детей из разных социальных и семейных условий. Простой на первый взгляд, этот тест позволяет проникнуть в внутренний мир дошкольника, выявить его чувства, сомнения и аспекты, нуждающиеся в поддержке или коррекции.

Оценить ступеньки, которые выбирает ребенок, — не всегда однозначный показатель. Низкая ступень может говорить о заниженной самооценке, но также и о скромности или конкретной жизненной ситуации, в которой ребенок чувствует себя менее уверенно. Высокая — может сигнализировать об адекватной уверенности или, напротив, о завышении собственного "Я". Важно помнить, что самооценка формируется под влиянием множества факторов: семейного окружения, взаимоотношений с воспитателями и сверстниками, успехов в деятельности и эмоционального фона жизни малыша. Поэтому интерпретация результатов требует деликатного и вдумчивого подхода.

Методика проведения и тонкости интерпретации

Методика лесенки применяется в индивидуальной форме, что обеспечивает ребенку чувство защищенности и способствует проявлению искренности. Первоначально взрослый знакомит дошкольника с изображением лестницы, на которой нарисованы семь ступенек. Затем происходит психологический настрой: объясняется, что на самой верхней ступеньке стоят дети, которые всё умеют, хорошо себя ведут, добрые и умные. На нижней ступеньке — дети, у которых пока мало что получается, они часто ошибаются, ведут себя неправильно.

Детям предлагается выбрать одну ступеньку, на которой они себя «ощущают». Здесь и начинается пошаговая диагностика. Важно наблюдать не только за выбором ступеньки, но и за тем, как ребенок её выбирает: уверенно или колеблясь, быстро или долго раздумывая, с эмоциями или с равнодушием. Это говорит, какая самооценка ребенка.

Также можно предложить ребенку представить, что лестница отражает его самооценку: определить, на какой ступеньке он стоит сегодня, и спросить, где он хотел бы оказаться — это позволяет выявить стремления ребенка и несоответствие - самооценка текущая и желаемая.

Тест “Лесенка” помогает выявить уровень с самооценкой у детей в разных ситуациях — от реального до идеального «Я»-образа. При этом важно не воспринимать результат как фиксированную характеристику. Самооценка детей — это подвижные психологические конструкторы, которые меняются под влиянием внешней среды и внутреннего развития. Очень часто дети адаптируют свою оценку себя в зависимости от взглядов окружающих, в особенности — значимых взрослых: родителей и воспитателей.

Интерпретация результатов “Лесенки” должна быть осторожной. Например, если девочка уверенно встала на вторую ступеньку, это может говорить о заниженной самооценке, однако не нужно сразу делать вывод — следует понаблюдать за поведением дошкольника в группе, в деятельности, учесть мнение педагогов и родителей. Отсутствие интереса к заданию, неопределённость в выборе, плаксивость или отказ — тоже важный диагностический сигнал, указывающий на особенности личности, самооценки ребенка или психологические переживания.

Таким образом, методика “Лесенка” — не просто шкала, а целая система, позволяющая понять тонкости того, как формируется самооценка детей, и построить стратегию их психологической поддержки.