Наш сайт использует файлы cookie. Продолжая использовать сайт, вы соглашаетесь с условиями политики конфиденциальности.
OK
СТАТЬИ
Тест “Лесенка” для исследования самооценки для дошкольников

Тест “Лесенка” для исследования самооценки

Подход к пониманию самооценки у детей дошкольного возраста

Самооценка — важный компонент формирования личности ребенка. Она влияет на поведение, социальные взаимодействия, учебную мотивацию и общее психологическое благополучие. Начинать отслеживать и корректировать самооценку рекомендуется уже в дошкольном возрасте, поскольку именно в этот период закладываются базовые представления о себе. Одним из эффективных методов исследования самооценки ребенка выступает тест “Лесенка”, который прост в использовании и дает наглядные результаты. Особенно он популярен в работе с детьми, не способными выразить свои мысли в полной мере с помощью слов.

“Лесенка” в этом тесте изображается в виде рисунка с семью ступеньками. Каждая из них символизирует определённый уровень с самооценкой от низкого к высокому. Для дошкольников предлагаются представить, что на верхней ступеньке стоит очень хороший ребенок, а на нижней — ребёнок, который совсем ничего не умеет и делает всё неправильно. Задача маленького участника — поставить человечка (или выбрать карточку с изображением самого себя), на ту ступеньку, где он чувствует себя. Таким образом происходит проекция внутреннего состояния ребенка на внешнюю модель.

“Лесенка” для дошкольников — это не просто игра, а важный диагностический инструмент, позволяющий взрослым, в том числе педагогам и психологам, выявить потенциальные проблемы в формировании личности. Особенно актуально использование метода в исследование самооценки у детей из разных социальных и семейных условий. Простой на первый взгляд, этот тест позволяет проникнуть в внутренний мир дошкольника, выявить его чувства, сомнения и аспекты, нуждающиеся в поддержке или коррекции.

Оценить ступеньки, которые выбирает ребенок, — не всегда однозначный показатель. Низкая ступень может говорить о заниженной самооценке, но также и о скромности или конкретной жизненной ситуации, в которой ребенок чувствует себя менее уверенно. Высокая — может сигнализировать об адекватной уверенности или, напротив, о завышении собственного "Я". Важно помнить, что самооценка формируется под влиянием множества факторов: семейного окружения, взаимоотношений с воспитателями и сверстниками, успехов в деятельности и эмоционального фона жизни малыша. Поэтому интерпретация результатов требует деликатного и вдумчивого подхода.

Методика проведения и тонкости интерпретации

Методика лесенки применяется в индивидуальной форме, что обеспечивает ребенку чувство защищенности и способствует проявлению искренности. Первоначально взрослый знакомит дошкольника с изображением лестницы, на которой нарисованы семь ступенек. Затем происходит психологический настрой: объясняется, что на самой верхней ступеньке стоят дети, которые всё умеют, хорошо себя ведут, добрые и умные. На нижней ступеньке — дети, у которых пока мало что получается, они часто ошибаются, ведут себя неправильно.

Детям предлагается выбрать одну ступеньку, на которой они себя «ощущают». Здесь и начинается пошаговая диагностика. Важно наблюдать не только за выбором ступеньки, но и за тем, как ребенок её выбирает: уверенно или колеблясь, быстро или долго раздумывая, с эмоциями или с равнодушием. Это говорит, какая самооценка ребенка.

Также можно предложить ребенку представить, что лестница отражает его самооценку: определить, на какой ступеньке он стоит сегодня, и спросить, где он хотел бы оказаться — это позволяет выявить стремления ребенка и несоответствие - самооценка текущая и желаемая.

Тест “Лесенка” помогает выявить уровень с самооценкой у детей в разных ситуациях — от реального до идеального «Я»-образа. При этом важно не воспринимать результат как фиксированную характеристику. Самооценка детей — это подвижные психологические конструкторы, которые меняются под влиянием внешней среды и внутреннего развития. Очень часто дети адаптируют свою оценку себя в зависимости от взглядов окружающих, в особенности — значимых взрослых: родителей и воспитателей.

Интерпретация результатов “Лесенки” должна быть осторожной. Например, если девочка уверенно встала на вторую ступеньку, это может говорить о заниженной самооценке, однако не нужно сразу делать вывод — следует понаблюдать за поведением дошкольника в группе, в деятельности, учесть мнение педагогов и родителей. Отсутствие интереса к заданию, неопределённость в выборе, плаксивость или отказ — тоже важный диагностический сигнал, указывающий на особенности личности, самооценки ребенка или психологические переживания.

Таким образом, методика “Лесенка” — не просто шкала, а целая система, позволяющая понять тонкости того, как формируется самооценка детей, и построить стратегию их психологической поддержки.