Наш сайт использует файлы cookie. Продолжая использовать сайт, вы соглашаетесь с условиями политики конфиденциальности.
OK
СТАТЬИ
Тест описания поведения Томаса-Килмана TKI

Тест описания поведения Томаса-Килмана

Врачи клиники Грани, которые специализируются на данной проблеме

Пахомова Елена Сергеевна

Пахомова Елена Сергеевна

Врач-психиатр и психотерапевт, главный врач клиники. Специализируется на лечении тревожных, депрессивных, обсессивно-компульсивных и шизофренических расстройств, нарушений сна, БАР и расстройств личности. Использует КПТ, гештальт-подход и эмоционально-фокусированную терапию (ЭФТ).


Записаться на прием

Сорокин Александр Александрович

Сорокин Александр Александрович

Опытный и квалифицированный специалист. Врач-психиатр и психотерапевт. Специализируется на лечении РПП (анорексия, булимия, компульсивное переедание), ПТСР, тревожных расстройств, выгорания. Использует КПТ, гештальт, телесно-ориентированную терапию, арт-терапию и эриксоновский гипноз.


Записаться на прием

Особенности теста и его структура

Тест Томаса-Килманна является одной из самых известных методик, предназначенных для диагностики поведения в конфликтных ситуациях. Его разработчиками стали американские учёные, которые ещё в 1974 году представили свой инструмент, посвящённый анализу конфликтного взаимодействия. Со временем этот тест стал широко использоваться как в исследованиях, так и в практике управления, переговоров, коучинга и обучения.

Суть заключается в том, чтобы понять, какой тип поведения человек выбирает при столкновении с разногласиями. Одной из ключевых её особенностей является простота в использовании и интерпретации: в тесте Томаса 30 пар утверждений, каждое из которых требует выбрать один из двух предложенных ответов. Эти пары ориентированы на пять основных стратегий: конкуренция, сотрудничество, избегание, приспособление и компромисс.

Пройти тест на описание поведения

Прочитайте каждую из 30 пар утверждений и выберите вариант (А или Б), который больше всего соответствует вашему поведению в конфликтных ситуациях.
1.
A) Иногда я позволяю другим взять на себя ответственность за решение проблемы.
Б) Я стараюсь убедить другого человека принять мою точку зрения.

2.
A) Я стараюсь найти компромиссное решение.
Б) Я стараюсь учитывать интересы другого и не настаивать на своём.

3.
A) Обычно я твёрдо стою на своём.
Б) Я стараюсь договориться, чтобы обе стороны были удовлетворены.

4.
A) Я иногда откладываю обсуждение спорных вопросов, чтобы не обострять ситуацию.
Б) Я стараюсь проработать все точки зрения, чтобы найти лучшее решение.

5.
A) Я стремлюсь удовлетворить интересы обеих сторон.
Б) Иногда я позволяю другим настаивать на своём, если это важно для них.

6.
A) Я решаю проблему с учетом интересов другой стороны.
Б) Я стараюсь быть твёрдым и настойчивым.

7.
A) Я избегаю конфронтации.
Б) Я стараюсь найти компромисс.

8.
A) Иногда я жертвую своими интересами ради другого.
Б) Я настаиваю на своем, если уверен в своей правоте.

9.
A) Я стараюсь обсудить проблему, чтобы прийти к наилучшему решению.
Б) Я избегаю конфликтов.

10.
A) Я стараюсь не уступать в спорах.
Б) Я считаю важным учитывать интересы других.

11.
A) Если другой человек настойчив, я уступаю.
Б) Я стремлюсь найти взаимовыгодное решение.

12.
A) Я твердо отстаиваю свою позицию.
Б) Я стараюсь не обострять конфликт и находить компромисс.

13.
A) Иногда я уступаю в конфликте ради сохранения отношений.
Б) Я ищу способы удовлетворить интересы всех сторон.

14.
A) Я стараюсь разобраться во мнении другого.
Б) Я добиваюсь своего.

15.
A) Если это поможет делу, я готов уступить.
Б) Я не люблю идти на уступки.

16.
A) Я предпочитаю откладывать решение конфликта.
Б) Я стараюсь прийти к компромиссу.

17.
A) Я проявляю настойчивость.
Б) Я стараюсь учитывать интересы другого.

18.
A) Я стараюсь не спорить.
Б) Я активно отстаиваю свою точку зрения.

19.
A) Обычно я стараюсь найти компромисс.
Б) Я действую так, как считаю правильным.

20.
A) Я позволяю другому добиться своего.
Б) Я стараюсь обсудить и найти наилучший вариант.

21.
A) Иногда я избегаю конфликтов.
Б) Я стараюсь найти компромисс.

22.
A) Я готов идти на уступки.
Б) Я твёрдо стою на своём.

23.
A) Я пытаюсь найти баланс интересов.
Б) Я стремлюсь к победе в споре.

24.
A) Иногда я жертвую своими интересами.
Б) Я добиваюсь своей цели.

25.
A) Я откладываю обсуждение сложных вопросов.
Б) Я ищу компромиссное решение.

26.
A) Я стараюсь понять позицию другого.
Б) Я действую решительно.

27.
A) Я стараюсь избегать конфликта.
Б) Я ищу оптимальное решение.

28.
A) Иногда я уступаю, если другой считает, что прав.
Б) Я стараюсь донести свою точку зрения.

29.
A) Я предпочитаю мягкий подход в конфликтах.
Б) Я стараюсь настаивать на своём.

30.
A) Я стараюсь найти лучшее решение для всех.
Б) Я готов пойти на уступки.
Обработка результатов:

Подсчитайте, сколько раз вы выбрали каждый вариант.
  • Конкуренция (Напористость): Количество ответов «A» в вопросах: 1, 3, 6, 8, 10, 12, 14, 17, 18, 23, 24, 26, 29.
  • Сотрудничество (Совместное решение): Количество ответов «B» в вопросах: 4, 5, 7, 9, 11, 13, 15, 16, 19, 20, 25, 27, 30.
  • Компромисс: Количество ответов «B» в вопросах: 2, 5, 7, 10, 15, 16, 19, 23, 25.
  • Избегание (Уход от конфликта): Количество ответов «A» в вопросах: 4, 7, 9, 11, 16, 21, 25, 27.
  • Приспособление (Уступка): Количество ответов «A» в вопросах: 2, 5, 8, 13, 20, 22, 24, 28, 30.

Основные стратегии поведения

Тест по типу поведения базируется на двух главных измерениях: степень напористости и степень кооперативности. Напористость показывает, насколько человек стремится добиться своего, даже если это идёт вразрез с интересами других. Кооперативность, наоборот, демонстрирует готовность учитывать нужды и желания противоположной стороны. Комбинация этих показателей формирует пять основных типов поведения, которые определены в данном тесте.

  1. Конкуренция. Человек, придерживающийся этой стратегии, стремится навязать собственное решение без учёта интересов другой стороны. Такой подход может быть эффективным, если требуется быстрое или однозначное решение, однако он часто провоцирует эскалацию разногласий.
  2. Сотрудничество. Это идеальная модель, при которой стороны ищут взаимовыгодное решение, направленное на максимальное удовлетворение обеих сторон. Этот тип требует времени, терпения и готовности к диалогу.
  3. Избегание. Здесь индивид старается уйти от конфликта, нейтрализуя или игнорируя проблему. Подобное поведение полезно, если разногласие незначительно или если его обсуждение может усугубить ситуацию.
  4. Приспособление. Характеризуется стремлением уступить и идти на компромиссы, жертвуя своими интересами ради другой стороны. Метод уместен в ситуациях, где отношения важнее личных выгод.
  5. Компромисс. Это стремление найти решение, устраивающее обе стороны, даже если оно не полностью удовлетворяет интересы участников. Компромисс часто используется в тех случаях, когда конфликтующие стороны не готовы к более глубокому сотрудничеству.

Практическое применение теста Томаса-Килманна

TKI, нашел широкое применение как в профессиональной среде, так и в повседневной жизни. Его уникальная методика помогает классифицировать типы и поведение людей в конфликтных ситуациях и формировать стратегии взаимодействия. Он стал инструментом для тренеров по личностному развитию, менеджеров, HR-специалистов и даже медиаторов, работающих с конфликтами на уровне организаций и коллективов.

Сам по себе тест легко масштабируется и может использоваться как для индивидуальной работы, так и для анализа динамики в группах. Например, при проведении командных тренингов часто прибегают к проверке Томаса-Килманна, чтобы научить участников адаптировать свои стратегии в зависимости от разнообразных условий. Более того, возможность наглядного анализа предпочтений в ведении конфликтов позволяет командам лучше понять друг друга и уменьшить напряжение в работе.

На практике используется для решения нескольких ключевых задач:
  1. Личностное развитие. Анализируя свои предпочтения, человек может осознать сильные и слабые стороны своей модели поведения. Например, он может обнаружить чрезмерную склонность к избеганию конфликтов или, напротив, слишком агрессивный подход. Это создает основу для проработки альтернативных моделей.
  2. Управление коллективом. Руководители организаций активно применяют подобные испытания для оценки психологии сотрудников и формирования наиболее эффективных команд. Если в команде присутствуют представители, склонные к сотрудничеству, их можно задействовать как посредников в ситуациях разногласий.
  3. Решение конфликтных ситуаций. Для медиаторов становится универсальным инструментом, позволяющим понять мотивы сторон конфликта и подобрать стратегию для примирения. Методика выявляет разные уровни кооперативности и настойчивости, что помогает адаптировать подход.

Особенно эффективно работает в ситуациях, когда требуется найти баланс между интересами сторон. Например, в переговорах часто встречается ситуация, в которой одна сторона настроена на победу любой ценой (конкуренция), тогда как вторая старается избежать обсуждения проблемы (избегание). В подобном случае тест помогает определить причины несогласия и найти точки пересечения установок оппонентов.

Несмотря на популярность и эффективность теста на поведение, он имеет свои ограничения. Одним из первых аспектов, на которые стоит обратить внимание, является его акцент на самооценке. Участники оценивают свое поведение через призму личного восприятия, что может не всегда отражать объективную картину. Например, человек может ответить так, как он хотел бы вести себя в конфликтных ситуациях, а не так, как он действует на самом деле. Это иногда приводит к искаженным результатам.

Другим ограничением является то, что есть определённые культурные контексты. Например, в западных обществах, где индивидуализм ценится особенно высоко, стратегии конкуренции и сотрудничества могут быть более популярными. В то же время, в восточных культурах, склонных к коллективизму, предпочтение может отдаваться избеганию или приспособлению. Поэтому опросник может быть несколько ограничен в своей универсальности на уровне глобальных различий в культуре.

_________________________________
Материал проверял эксперт:
Главный врач клиники "Грани", психиатр, психотерапевт Елена Пахомова

Информация в статье носит исключительно информационный характер и не является руководством к действию. Не занимайтесь самолечением — обратитесь за помощью к специалистам клиники «Грани».