Людей с РАС называют нейроотличными, потому что мозг таких людей работает иначе. Точной информации об этом нет даже у научного сообщества, поэтому способов вылечить РАС пока не существует.
Однако около 67 млн людей в мире живут с этим диагнозом и нуждаются в помощи. Подробнее об этом вы узнаете в данной статье.
РАС (расстройство аутистического спектра) предполагает некий спектр проявлений. Он может быть разным. От тяжёлых форм, заметных в раннем детстве до относительно лёгких форм, где человек случайно узнает о своем диагнозе в подростковом возрасте или будучи взрослым. В любом случае, нейроотличия будут сказываться на всех сферах жизни человека с этим диагнозом: отношения, обучение, работа, интересы и т.д.
Подтверждение диагноза
Так или иначе РАС — это врождённое расстройство. Его признаки проявляются в детстве (от 1 года до 3 лет). У кого-то это происходит более заметно, у кого-то менее заметно, но они есть.
Вот перечень признаков, которые проявляются в детстве:
Иногда признаки РАС проявляются как регрессия. Например, до 1,5 года развитие ребенка происходило обычным образом. Затем случилось какое-то событие (часто болезнь, травма или сильный стресс) и после него начали появляться перечисленные признаки. Ребенок постепенно теряет навыки, которые он уже приобрел в ходе своего развития. Например, перестает говорить или обращать внимание на других людей.
Такое течение РАС объясняется тем, что механизм отклонения уже был, но проявился не сразу.
Признаки РАС одинаковы для мальчиков и для девочек. Однако диагностировать РАС у мальчиков обычно легче, потому что их поведение более заметно.
У мальчиков симптоматика часто проявляется в агрессии и нежелательном поведении. У девочек часто в интровертности и замкнутости. Бывает и обратная ситуация (агрессивные девочки/ замкнутые мальчики). Оба варианта поведения возникают из-за того, что не хватает навыка взаимодействия с другими людьми.
Детям с РАС сложнее научится просить и договариваться. Здесь могут сказываться проблемы с формированием речи у ребенка.
Ещё одна важная особенность, которая заметна в раннем детстве — это нарушение сенсорного восприятия.
Сенсорное восприятие - способность мозга анализировать информацию от органов чувств и вестибулярной системы.
Иногда сигналы могут быть слишком интенсивные (гиперчувствительность), а иногда наоборот слишком слабые (гипочувствительность). Эта особенность сказывается на поведении. Если у ребенка гиперчувствительность, то он стремится избежать ощущений и становится тревожным, у него возникают фобии. Если у ребенка гипочувствительость, он ищет способы восполнить дефицит ощущений и может быть слишком активен и бесстрашен. Например, стремится есть песок, чтобы стимулировать чувствительность во рту или специально наносит себе травмы, чтобы почувствовать кожные ощущения.
Если похожие варианты поведения присутствуют в детстве, то есть большая вероятность что у человека именно РАС.
Во взрослом возрасте люди с РАС имеют ряд особенностей, например:
Особенное внимание заслуживает такое явление как стимминг.
Стимминг — это навязчивые движения, которые не имеют функционального смысла, постоянно повторяются и мешают адаптации человека в обществе.
Стимминг ещё называют аутостимуляция. В момент, когда человеку не хватает сенсорных впечатлений или энергии он совершает непроизвольные движения, чтобы держать себя в тонусе.
Также стимминг называют стереотипным поведением. То есть, поведение, которое повторяется в неизменном виде постоянно или периодично.
В моей практике был мальчик, который постоянно бил себя по щекам, раскачивался и воспроизводил одну и ту же звуковую интонацию, похожую на диалог из мультика (делал он это без слов). На него удивительным образом влияла живая музыка - он переставал воспроизводить эти движения. Возможно таким образом, он получал недостающую звуковую информацию. Его поведение является следствием нарушения восприятия (гипочувствительность к звуку, боли и вестибулярным ощущениям). В данном случае стимминг является способом восполнить дефицит ощущений.
Поведение наблюдаемого мною ребенка — это яркий пример стимминга. Бывают менее заметные проявления, которые возникают время от времени, например так называемые "крылышки". Люди с РАС иногда непроизвольно трясут руками, в момент радости и удовольствия. В этом случае стимминг сигнализирует о сильных эмоциях.
Ещё одна особенность людей с РАС — это алекситимия.
Алекситимия - нарушение распознавания своих чувств и чувств окружающих. Люди с РАС могут чувствовать весьма интенсивно, но не могут понять, что именно.
Одна моя клиентка не могла понять свою эмоциональную реакцию на мои слова и описывала ее через ощущения в теле. Девушке требовалось немало времени, чтобы найти подходящие слова.
Так может выглядеть алекситимия. Она встречается не только у людей с РАС.
Однако для людей с РАС алекситимия опасна тем, что человек не понимает, когда наступает сенсорный или эмоциональный перегруз. В моменты перегруза человек с РАС может вести себя неадекватно ситуации. Например, агрессивно настаивать, чтобы окружающие оставили его в покое, впадая в яркий аффект (это выглядит пугающе). Или, наоборот, уйти в апатичное состояние, лечь и перестать реагировать на людей. В этом случае по стиммингу и беспокойному поведению человека с РАС окружающие могут понять, что ему срочно нужен отдых. Сам человек с РАС может вовремя не отследить свою усталость, если навык распознавания эмоций не развит.
С чем путают РАС
ОКР (Обсессивно-компульсивное расстройство)
Стереотипное поведение может возникать и при РАС и при ОКР. Однако суть его различается.
При РАС — это стимминг. Он возникает как аутоситмуляция в моменты усталости, при дефиците сенсорных ощущений или как реакция на сильные эмоции (негативные/позитивные). Стимминг непроизволен, в отличие от ритуалов при ОКР, которые появляются как защита от тревоги. Кроме того, при ОКР часто наблюдается застревание на негативных чувствах, в то время как при РАС (в чистом виде) этого не происходит. Кроме того, ОКР — это не врождённый диагноз, а признаки РАС проявляются в детстве, и они специфичны, хотя порой имеют сглаженный характер.
СДВГ (Синдром дефицита внимания и гиперактивности)
СДВГ тоже врождённый диагноз, как и РАС. Однако его признаки имеют отличия. При СДВГ возникают трудности с концентрацией внимания, чего нет при РАС. Люди с РАС наоборот склонны выполнять однообразные рутинные задачи. Им важно постоянство.
Стиминг при РАС отличается от двигательной активности при СДВГ. Человек с СДВГ совершает стереотипные движения для концентрации внимания или от скуки, например стучит по столу.
При СДВГ и при РАС у людей возникают сложности с тем, как выполнять инструкции по разным причинам. Человеку с СДВГ сложно закончить начатое, потому что он отвлекается и быстро теряет интерес.
Человеку с РАС трудно выполнять инструкции, потому что интерес к взаимодействию с людьми в целом снижен. В детстве ещё может сказываться отсутствие понимания обращённой речи.
Также при РАС и СДВГ у людей могут возникать трудности в общении.
Человек с СДВГ постоянно отвлекается, перепрыгивая с темы на тему и собеседнику сложно держать фокус. Человек с РАС может увлеченно говорить о том, что ему интересно. Обычно это что-то одно, например космос или животные. В процессе общения, он почти не замечает собеседника, но чувствует, что он где-то рядом есть.
Умственная отсталость
Большинство людей с РАС имеют сохранный интеллект (около 70% популяции). Они могут быть весьма изобретательны в том, как получить желаемое, не используя навыки общения. Однако исполнять инструкции им сложно, потому что нет мотивации выполнять задания, а еще могут быть проблемы в понимании прямой речи в детстве.
Поскольку тесты на интеллект состоят из заданий и инструкций, для оценки интеллектуального развития человека с РАС они часто не эффективны.
Есть исключения, например если человек с РАС сам захочет пройти такое тестирование.
Кроме того, проблемы с мотивацией в детском возрасте часто решаются через вознаграждение едой или игрушкой за выполненное задание.
Шизофрения (симптомы в детском возрасте)
Первые признаки Рас возникают в возрасте от 1 года до 3 лет. Признаки Шизофрении у ребенка тоже могут проявлять себя в раннем детстве.
Поведение ребенка с РАС и с Шизофренией может выглядеть странно и неадекватно ситуации. Однако у поведения ребенка с РАС есть причины. Они не типичны, но предсказуемы. Например, ребенок может внезапно агрессивно толкнуть маму, когда хочет что-то получить. Такое поведение говорит о том, что ребенок не понимает, что такое обращение и просьба.
При шизофрении смена настроения происходит внезапно, без причины. Ребенок может стать агрессивным или начать смеяться просто так.
Внешние факторы могут влиять на человека с РАС, вызывая сенсорный перегруз (слишком шумно, светло и т.д.). В то время как при шизофрении поведение меняется без влияния внешних факторов, а страхи возникают спонтанно. Например, ребенок внезапно стал боятся теплой воды, не потому что у него гиперчувствительность, а просто так.
Ещё один похожий симптом - неврологический. У ребенка с РАС бывает гипертонус мышц (часто дети ходят на носочках), но это не кататония при шизофрении, где человек застывает в ступоре со спазмированными мышцами.
ПРЛ
У людей с РАС могут возникать множество сложных противоречивых чувств, однако способность их отследить у них развивается с трудом. Интенсивность чувств у людей с ПРЛ может быть такой силы, что они тоже перестают понимать, что чувствуют и о чем думают, из-за чего ведут себя импульсивно, неконтролируемо. У людей с РАС такое поведение чаще всего становится следствием усталости, эмоционального и сенсорного перегруза.
Также люди с ПРЛ склонны к рискованным действиям для получения эмоциональной разрядки. Люди с РАС идут на рискованные действия часто в следствии гипочувствительости и дефицита сенсорных впечатлений (например, взрослый человек со сниженной чувствительностью к боли может себя травмировать, чтобы хоть что-то почувствовать, а ребенок с РАС может не чувствовать ускорения в полной мере и стремится упасть, чтобы восполнить сенсорный дефицит)
Несмотря на перечисленные отличия РАС от других расстройств. Есть большая вероятность сочетания РАС с сопутствующими диагнозами. Например, у человека, может быть, РАС и СДВГ или РАС и ПРЛ или другие сочетания.
Поэтому поставить точный диагноз может только психиатр, а также назначить лечение для сопутствующих расстройств.
Существуют немало тестов для самодиагностики РАС. Их можно найти в интернете и использовать для проверки своих предположений. Высокие результаты тестирования — это повод обратиться к психиатру для уточнения диагноза и дальнейшей стратегии действий.
Некоторые клиники до сих пор предлагают диагностировать РАС с помощью аппарата ЭЭГ. Сейчас стал общеизвестным тот факт, что ЭЭГ не является способом диагностики РАС. Однако если у человека с РАС есть подозрение на эпилепсию, то ЭЭГ поможет это выяснить.
Помощь для людей с РАС
Поскольку РАС не лечится важно принимать особенности, которые у человека есть, развивать навыки общения и осознанности, а также найти способ как монетизировать узконаправленные интересы человека с РАС.
То есть речь идёт о социальной адаптации и грамотной профориентации.
Несколько слов о социальной адаптации.
Важно понимать, что у человека с РАС есть потребность адаптироваться в обществе, но он не умеет это делать правильно. И не может это сделать так, как общество от него ожидает. Отсюда проблемы с самооценкой и с отсутствием желания преодолевать трудности.
Некоторые высокофункциональные люди с РАС находят свои способы справляться и вести себя в соответствии с ожиданием окружающих. Такое поведение называется маскинг.
Маскинг - техника защиты, где человек анализирует то, что происходит и старается подстроится под общество.
Это нормальное поведение, потому что у каждого человека есть потребность быть в обществе. Однако у человека с РАС это занимает больше сил и затрагивает вопросы собственной идентичности. Подстраиваться приходится больше и чаще, в следствии чего возникает эмоциональная усталость. К ней ещё может прибавляться сенсорный перегруз.
Психотерапия человека с РАС
Есть и другой способ помочь человеку с РАС - грамотная профориентация
Она предполагает бережную трансформацию узконаправленных интересов в профессиональную нишу. Например человек, который любил жуков в детстве, может стать экспертом в этой области.
Человек с РАС может посвящать своим интересам большую часть жизни. Такие специалисты весьма эффективны в своей работе, особенно если она не связана с частым общением.
Однако в жизни бывает по-разному, иногда людям с РАС приходится часто видеть людей и с ними общаться. Тогда психотерапия может не только открыть новые возможности взаимодействия с собой и с другими, но и стать постоянным способом заботы о себе.
Однако около 67 млн людей в мире живут с этим диагнозом и нуждаются в помощи. Подробнее об этом вы узнаете в данной статье.
РАС (расстройство аутистического спектра) предполагает некий спектр проявлений. Он может быть разным. От тяжёлых форм, заметных в раннем детстве до относительно лёгких форм, где человек случайно узнает о своем диагнозе в подростковом возрасте или будучи взрослым. В любом случае, нейроотличия будут сказываться на всех сферах жизни человека с этим диагнозом: отношения, обучение, работа, интересы и т.д.
Подтверждение диагноза
Так или иначе РАС — это врождённое расстройство. Его признаки проявляются в детстве (от 1 года до 3 лет). У кого-то это происходит более заметно, у кого-то менее заметно, но они есть.
Вот перечень признаков, которые проявляются в детстве:
- у ребенка почти отсутствует зрительный контакт с другими людьми
- он не отзывается на имя (часто)
- совершает странные повторяющиеся движения (трясет руками, ходит на цыпочках, качается и т.д.)
- не стремится взаимодействовать, не показывает на то, что хочет (нет указательного жеста)
- не говорит (или речь появляется поздно с 3 до 5 лет)
- не понимает обращенную речь и инструкции
- обладает гиперчувствительностью (боится теплой воды, яркого света, громкого звука, ест только определенные продукты)
- или обладает гипочувствительностью (не чувствует боли, не чувствует высоту и ускорение, ведёт себя через чур бесстрашно).
Иногда признаки РАС проявляются как регрессия. Например, до 1,5 года развитие ребенка происходило обычным образом. Затем случилось какое-то событие (часто болезнь, травма или сильный стресс) и после него начали появляться перечисленные признаки. Ребенок постепенно теряет навыки, которые он уже приобрел в ходе своего развития. Например, перестает говорить или обращать внимание на других людей.
Такое течение РАС объясняется тем, что механизм отклонения уже был, но проявился не сразу.
Признаки РАС одинаковы для мальчиков и для девочек. Однако диагностировать РАС у мальчиков обычно легче, потому что их поведение более заметно.
У мальчиков симптоматика часто проявляется в агрессии и нежелательном поведении. У девочек часто в интровертности и замкнутости. Бывает и обратная ситуация (агрессивные девочки/ замкнутые мальчики). Оба варианта поведения возникают из-за того, что не хватает навыка взаимодействия с другими людьми.
Детям с РАС сложнее научится просить и договариваться. Здесь могут сказываться проблемы с формированием речи у ребенка.
Ещё одна важная особенность, которая заметна в раннем детстве — это нарушение сенсорного восприятия.
Сенсорное восприятие - способность мозга анализировать информацию от органов чувств и вестибулярной системы.
Иногда сигналы могут быть слишком интенсивные (гиперчувствительность), а иногда наоборот слишком слабые (гипочувствительность). Эта особенность сказывается на поведении. Если у ребенка гиперчувствительность, то он стремится избежать ощущений и становится тревожным, у него возникают фобии. Если у ребенка гипочувствительость, он ищет способы восполнить дефицит ощущений и может быть слишком активен и бесстрашен. Например, стремится есть песок, чтобы стимулировать чувствительность во рту или специально наносит себе травмы, чтобы почувствовать кожные ощущения.
Если похожие варианты поведения присутствуют в детстве, то есть большая вероятность что у человека именно РАС.
Во взрослом возрасте люди с РАС имеют ряд особенностей, например:
- им сложно знакомится и поддерживать отношения
- не понятно, как взаимодействовать с человеком и для чего это делать
- им часто не понятны скрытые смыслы, намеки и невербальные знаки (мимика)
- человек с РАС может сам неправильно использовать свою интонацию и мимику
- люди с РАС совершают странные повторяющиеся действия. (Например, в ситуации эмоционального подъёма, кто-то может начать махать руками, стучать, прыгать и т.д.)
- люди с РАС обладают узконаправленными интересами, например говорят только о причёсках, не разделяя интересов других людей
- иногда у них возникают сенсорные перегрузки (когда слишком много шума, света, неприятные тактильные ощущения)
- иногда наоборот человек стремится получить больше сенсорных впечатлений и часами может кружится, качаться, что-то перебирать
Особенное внимание заслуживает такое явление как стимминг.
Стимминг — это навязчивые движения, которые не имеют функционального смысла, постоянно повторяются и мешают адаптации человека в обществе.
Стимминг ещё называют аутостимуляция. В момент, когда человеку не хватает сенсорных впечатлений или энергии он совершает непроизвольные движения, чтобы держать себя в тонусе.
Также стимминг называют стереотипным поведением. То есть, поведение, которое повторяется в неизменном виде постоянно или периодично.
В моей практике был мальчик, который постоянно бил себя по щекам, раскачивался и воспроизводил одну и ту же звуковую интонацию, похожую на диалог из мультика (делал он это без слов). На него удивительным образом влияла живая музыка - он переставал воспроизводить эти движения. Возможно таким образом, он получал недостающую звуковую информацию. Его поведение является следствием нарушения восприятия (гипочувствительность к звуку, боли и вестибулярным ощущениям). В данном случае стимминг является способом восполнить дефицит ощущений.
Поведение наблюдаемого мною ребенка — это яркий пример стимминга. Бывают менее заметные проявления, которые возникают время от времени, например так называемые "крылышки". Люди с РАС иногда непроизвольно трясут руками, в момент радости и удовольствия. В этом случае стимминг сигнализирует о сильных эмоциях.
Ещё одна особенность людей с РАС — это алекситимия.
Алекситимия - нарушение распознавания своих чувств и чувств окружающих. Люди с РАС могут чувствовать весьма интенсивно, но не могут понять, что именно.
Одна моя клиентка не могла понять свою эмоциональную реакцию на мои слова и описывала ее через ощущения в теле. Девушке требовалось немало времени, чтобы найти подходящие слова.
Так может выглядеть алекситимия. Она встречается не только у людей с РАС.
Однако для людей с РАС алекситимия опасна тем, что человек не понимает, когда наступает сенсорный или эмоциональный перегруз. В моменты перегруза человек с РАС может вести себя неадекватно ситуации. Например, агрессивно настаивать, чтобы окружающие оставили его в покое, впадая в яркий аффект (это выглядит пугающе). Или, наоборот, уйти в апатичное состояние, лечь и перестать реагировать на людей. В этом случае по стиммингу и беспокойному поведению человека с РАС окружающие могут понять, что ему срочно нужен отдых. Сам человек с РАС может вовремя не отследить свою усталость, если навык распознавания эмоций не развит.
С чем путают РАС
ОКР (Обсессивно-компульсивное расстройство)
Стереотипное поведение может возникать и при РАС и при ОКР. Однако суть его различается.
При РАС — это стимминг. Он возникает как аутоситмуляция в моменты усталости, при дефиците сенсорных ощущений или как реакция на сильные эмоции (негативные/позитивные). Стимминг непроизволен, в отличие от ритуалов при ОКР, которые появляются как защита от тревоги. Кроме того, при ОКР часто наблюдается застревание на негативных чувствах, в то время как при РАС (в чистом виде) этого не происходит. Кроме того, ОКР — это не врождённый диагноз, а признаки РАС проявляются в детстве, и они специфичны, хотя порой имеют сглаженный характер.
СДВГ (Синдром дефицита внимания и гиперактивности)
СДВГ тоже врождённый диагноз, как и РАС. Однако его признаки имеют отличия. При СДВГ возникают трудности с концентрацией внимания, чего нет при РАС. Люди с РАС наоборот склонны выполнять однообразные рутинные задачи. Им важно постоянство.
Стиминг при РАС отличается от двигательной активности при СДВГ. Человек с СДВГ совершает стереотипные движения для концентрации внимания или от скуки, например стучит по столу.
При СДВГ и при РАС у людей возникают сложности с тем, как выполнять инструкции по разным причинам. Человеку с СДВГ сложно закончить начатое, потому что он отвлекается и быстро теряет интерес.
Человеку с РАС трудно выполнять инструкции, потому что интерес к взаимодействию с людьми в целом снижен. В детстве ещё может сказываться отсутствие понимания обращённой речи.
Также при РАС и СДВГ у людей могут возникать трудности в общении.
Человек с СДВГ постоянно отвлекается, перепрыгивая с темы на тему и собеседнику сложно держать фокус. Человек с РАС может увлеченно говорить о том, что ему интересно. Обычно это что-то одно, например космос или животные. В процессе общения, он почти не замечает собеседника, но чувствует, что он где-то рядом есть.
Умственная отсталость
Большинство людей с РАС имеют сохранный интеллект (около 70% популяции). Они могут быть весьма изобретательны в том, как получить желаемое, не используя навыки общения. Однако исполнять инструкции им сложно, потому что нет мотивации выполнять задания, а еще могут быть проблемы в понимании прямой речи в детстве.
Поскольку тесты на интеллект состоят из заданий и инструкций, для оценки интеллектуального развития человека с РАС они часто не эффективны.
Есть исключения, например если человек с РАС сам захочет пройти такое тестирование.
Кроме того, проблемы с мотивацией в детском возрасте часто решаются через вознаграждение едой или игрушкой за выполненное задание.
Шизофрения (симптомы в детском возрасте)
Первые признаки Рас возникают в возрасте от 1 года до 3 лет. Признаки Шизофрении у ребенка тоже могут проявлять себя в раннем детстве.
Поведение ребенка с РАС и с Шизофренией может выглядеть странно и неадекватно ситуации. Однако у поведения ребенка с РАС есть причины. Они не типичны, но предсказуемы. Например, ребенок может внезапно агрессивно толкнуть маму, когда хочет что-то получить. Такое поведение говорит о том, что ребенок не понимает, что такое обращение и просьба.
При шизофрении смена настроения происходит внезапно, без причины. Ребенок может стать агрессивным или начать смеяться просто так.
Внешние факторы могут влиять на человека с РАС, вызывая сенсорный перегруз (слишком шумно, светло и т.д.). В то время как при шизофрении поведение меняется без влияния внешних факторов, а страхи возникают спонтанно. Например, ребенок внезапно стал боятся теплой воды, не потому что у него гиперчувствительность, а просто так.
Ещё один похожий симптом - неврологический. У ребенка с РАС бывает гипертонус мышц (часто дети ходят на носочках), но это не кататония при шизофрении, где человек застывает в ступоре со спазмированными мышцами.
ПРЛ
У людей с РАС могут возникать множество сложных противоречивых чувств, однако способность их отследить у них развивается с трудом. Интенсивность чувств у людей с ПРЛ может быть такой силы, что они тоже перестают понимать, что чувствуют и о чем думают, из-за чего ведут себя импульсивно, неконтролируемо. У людей с РАС такое поведение чаще всего становится следствием усталости, эмоционального и сенсорного перегруза.
Также люди с ПРЛ склонны к рискованным действиям для получения эмоциональной разрядки. Люди с РАС идут на рискованные действия часто в следствии гипочувствительости и дефицита сенсорных впечатлений (например, взрослый человек со сниженной чувствительностью к боли может себя травмировать, чтобы хоть что-то почувствовать, а ребенок с РАС может не чувствовать ускорения в полной мере и стремится упасть, чтобы восполнить сенсорный дефицит)
Несмотря на перечисленные отличия РАС от других расстройств. Есть большая вероятность сочетания РАС с сопутствующими диагнозами. Например, у человека, может быть, РАС и СДВГ или РАС и ПРЛ или другие сочетания.
Поэтому поставить точный диагноз может только психиатр, а также назначить лечение для сопутствующих расстройств.
Существуют немало тестов для самодиагностики РАС. Их можно найти в интернете и использовать для проверки своих предположений. Высокие результаты тестирования — это повод обратиться к психиатру для уточнения диагноза и дальнейшей стратегии действий.
Некоторые клиники до сих пор предлагают диагностировать РАС с помощью аппарата ЭЭГ. Сейчас стал общеизвестным тот факт, что ЭЭГ не является способом диагностики РАС. Однако если у человека с РАС есть подозрение на эпилепсию, то ЭЭГ поможет это выяснить.
Помощь для людей с РАС
Поскольку РАС не лечится важно принимать особенности, которые у человека есть, развивать навыки общения и осознанности, а также найти способ как монетизировать узконаправленные интересы человека с РАС.
То есть речь идёт о социальной адаптации и грамотной профориентации.
Несколько слов о социальной адаптации.
Важно понимать, что у человека с РАС есть потребность адаптироваться в обществе, но он не умеет это делать правильно. И не может это сделать так, как общество от него ожидает. Отсюда проблемы с самооценкой и с отсутствием желания преодолевать трудности.
Некоторые высокофункциональные люди с РАС находят свои способы справляться и вести себя в соответствии с ожиданием окружающих. Такое поведение называется маскинг.
Маскинг - техника защиты, где человек анализирует то, что происходит и старается подстроится под общество.
Это нормальное поведение, потому что у каждого человека есть потребность быть в обществе. Однако у человека с РАС это занимает больше сил и затрагивает вопросы собственной идентичности. Подстраиваться приходится больше и чаще, в следствии чего возникает эмоциональная усталость. К ней ещё может прибавляться сенсорный перегруз.
Психотерапия человека с РАС
- даёт возможности развить навыки осознанности для бережного отношения к своим потребностям.
- помогает отслеживать чувства, чтобы не допускать истощения.
- помогает организовывать время так, чтобы качественно отдохнуть
- развивает навык понимания других людей, чтобы не тратить на маскинг слишком много сил.
- даёт возможность понять и осознать свою уникальность
Есть и другой способ помочь человеку с РАС - грамотная профориентация
Она предполагает бережную трансформацию узконаправленных интересов в профессиональную нишу. Например человек, который любил жуков в детстве, может стать экспертом в этой области.
Человек с РАС может посвящать своим интересам большую часть жизни. Такие специалисты весьма эффективны в своей работе, особенно если она не связана с частым общением.
Однако в жизни бывает по-разному, иногда людям с РАС приходится часто видеть людей и с ними общаться. Тогда психотерапия может не только открыть новые возможности взаимодействия с собой и с другими, но и стать постоянным способом заботы о себе.