Наш сайт использует файлы cookie. Продолжая использовать сайт, вы соглашаетесь с условиями политики конфиденциальности.
OK
СТАТЬИ
Причины и признаки аутизма у детей

Причины и признаки аутизма у детей

Первые тревожные звоночки: что должно насторожить

Аутизм – это не просто медицинский диагноз, а настоящее испытание для семьи. Он проявляется в раннем возрасте и требует вдумчивого подхода, который начинается ещё до постановки диагноза. Особое внимание родителям стоит обратить на поведение малыша в возрасте от 1 до 3 лет, ведь именно в эти годы чаще всего начинают проявляться первые признаки аутизма. Однако распознать эти сигналы не всегда просто: каждый ребёнок уникален, и даже в рамках нормы у детей разное развитие.

Одним из самых распространённых признаков аутизма является отсутствие интереса к общению – как с взрослыми, так и со сверстниками. Если ребенок не стремится устанавливать зрительный контакт, не улыбается в ответ на улыбку, не откликается на своё имя, родителям стоит насторожиться. Такое поведение может указывать на серьезные отклонения в развитии, особенно если оно сочетается с отсутствием речи или её регрессом – например, когда ребенок неожиданно теряет ранее освоенные слова.

Также тревожным сигналом при аутизме может быть чрезмерная реакция на звуки, свет или прикосновения – гиперчувствительность. При этом ребёнок может вздрагивать от звука пылесоса, плакать при попытке его обнять или отказываться надевать определенную одежду. Это тот самый случай, когда внешне "капризный" на самом деле реагирует на мир совсем не так, как большинство сверстников.

Среди возможных признаков или симптомов при аутизме важным индикатором служит монотонное повторение одних и тех же движений – хлопанье руками, покачивания, прыжки на месте. Эти действия вызывают у ребёнка внутреннее успокоение и часто выполняются вне зависимости от ситуации. Подобные поведенческие паттерны не всегда говорят о нарушении, но в совокупности с другими наблюдаемыми отклонениями их следует воспринимать серьезно.

Поведенческие и эмоциональные аспекты болезни

Когда речь заходит о нарушениях при аутизме, важно понимать не только поведенческие особенности, но и то, как ребёнок воспринимает и выражает эмоции. Эти аспекты могут быть не сразу заметны, однако в особом поведении ребёнка часто и кроются важнейшие признаки аутизма. Например, дети с такими нарушениями часто не реагируют на эмоциональные изменения в окружении – они могут не замечать, если кто-то расстроен или, наоборот, рад. Такой эмоциональный вакуум не связан с черствостью – просто ребёнок воспринимает чувства окружающих иначе, чем нейротипичные сверстники.

Одним из основных проявлений при аутизме может стать и ограниченное использование мимики. Когда он испытывает радость или удивление, его лицо может оставаться совершенно спокойным, будто "замороженным". Напротив, внезапный страх или дискомфорт может проявляться через резкие действия – крики, бегство, даже агрессию.

Ещё одной чертой, связанной с аутизмом у детей, является крайняя приверженность к рутине. Привычные маршруты прогулок, определённый порядок действий или расположение предметов могут иметь для ребёнка огромное значение. Любое отклонение от этой стабильности воспринимается как угроза, сигнал небезопасности. Это может вызывать сильные истерики, замыкание в себе или даже физическое отторжение ситуации.

Для многих родителей становится откровением, когда они узнают, что среди главных признаков при аутизме может быть, наоборот, эмоциональная перегрузка через внешне незаметные триггеры. Например, лёгкий звук двигателя на улице может восприниматься ребёнком как громовой удар, вызывающий панику. В таких ситуациях кажется, что поведение ребёнка неожиданное и неадекватное, однако за ним стоит специфичное восприятие мира.

Признаки аутизма также часто включают речевые особенности. Некоторые из детей вовсе не начинают говорить, тогда как другие активно произносят слова, но не используют речь для общения. Они могут повторять одни и те же фразы (эхолалия), цитировать любимые мультфильмы, использовать слова не по назначению или говорить о себе в третьем лице. Эти формы речевого поведения связаны с особенностями обработки информации и социальной коммуникации. Речь может быть грамматически правильной, но совершенно неуместной или не отвечающей на вопрос. Это ещё один из признаков аутизма, который требует внимательной оценки.

Физические и сенсорные особенности при аутизме

Отдельное внимание стоит уделить основным сенсорным реакциям при болезни. Многие дети с аутизмом по-разному воспринимают прикосновения, звуки, запахи или свет. Некоторые избегают телесного контакта, не любят, когда их гладят по голове или берут за руку.

Признаками детского аутизма также может быть однотипное повторение движений, такое как кружение, раскачивание, бег по кругу. Эти действия могут выполнять функцию саморегуляции — они помогают ребёнку справиться со стрессами или перебором внешних стимулов. Родителям важно понять, что эти ритуальные действия при аутизме не являются шоком или расстройством, требующим немедленного подавления. Напротив, корректная работа с такими проявлениями помогает организовать для ребёнка более комфортную среду.

Хотя такие поведенческие черты при аутизме могут со временем смягчаться с помощью терапии, важно не игнорировать первые сигналы. У детей может проявляться множеством разнообразных признаков, и не все они очевидны сразу. Однако среди основных можно выделить нарушение установления социальных контактов, дефицит эмоционального выражения, ограниченность интересов и невозможность адаптации к нестандартным ситуациям. Всё это в совокупности указывает на необходимость диагностики болезни.

Какой подход может быть эффективным в устранении трудностей? Прежде всего — ранняя диагностика и вмешательство. Аутизм диагностировать важно как можно раньше, чтобы начать терапию и обучения с учётом сенсорных и когнитивных особенностей. Не менее важно разъяснять окружающим, включая родственников и других детей, каким может быть взаимодействие с ребенком с аутизмом и что является причиной его реакций.

Подводя итог, можно отметить, что признаки аутизма требуют аккуратного, деликатного подхода. Родителям следует быть внимательными к детям, знать, в каком возрасте важно начать наблюдение, и не бояться задавать врачу вопросы — каких навыков не хватает, в каком состоянии речь, каким признакам стоит уделить внимание. И, конечно, помнить, что ранняя коррекция значительно повышает шансы ребенка на полноценно развивающуюся жизнь.

Такие признаки аутизма, как отсутствие эмоционального отклика, ограниченные интересы, странности в речи и движениях — это лишь стартовая точка для диагностики. Несмотря на проявляющимися трудностями, раннее вмешательство и поддержка ребёнка дают возможность развить его сильные стороны. Помнить об этом при аутизме — ключ к созданию позитивной среды и успешной адаптации. Если вы видите у детей симптомы, соответствующие описанным, стоит немедленно обратиться к специалисту и начать путь к пониманию и поддержке.


_________________________________
Материал проверял эксперт:
Главный врач клиники "Грани", психиатр, психотерапевт Елена Пахомова

Информация в статье носит исключительно информационный характер и не является руководством к действию. Не занимайтесь самолечением — обратитесь за помощью к специалистам клиники «Грани».